Президентский совет выступил против запрета приема детей мигрантов в школы без знания русского языка
Источник изображения: Т‑Банк
Совет при президенте РФ по поддержке русского языка раскритиковал новый законопроект, который ограничивает доступ детей мигрантов в школы из-за отсутствия знания русского языка.
Закон, принятый Госдумой, вызвал волну критики со стороны общественных деятелей и экспертов. В Совете при президенте по реализации государственной политики в сфере поддержки русского языка и языков народов РФ считают, что эта инициатива не решит проблему интеграции мигрантов, а только ухудшит ситуацию.
Суть закона
Поправки к статье 78 закона «Об образовании» инициировали спикер Госдумы Вячеслав Володин, вице-спикер Ирина Яровая и лидеры парламентских фракций. Законопроект предусматривает:
- Обязательное тестирование на знание русского языка для детей иностранцев и лиц без гражданства при поступлении в школу.
- Запрет на прием детей, не прошедших тестирование.
- Полномочия по организации тестирования передаются исполнительным органам контроля в сфере образования.
Как объяснял Вячеслав Володин, инициатива основана на результатах выборочных тестов, которые показали, что 41% детей мигрантов плохо владеют русским языком или не знают его вовсе. Документ прошел все три чтения за два дня — 10 и 11 декабря.
Критика со стороны Совета
Заместитель председателя президентского совета Константин Деревянко назвал поправки «крайне неоднозначными» и предупредил об их негативных последствиях. По его мнению, закон усилит социальное напряжение и риски межнациональных конфликтов:
Он также подчеркнул, что международный опыт демонстрирует неэффективность языковой адаптации вне среды. Деревянко предложил альтернативные решения:
- Создание механизмов для плавной языковой и культурной интеграции детей в учебный процесс.
- Ограничение доли детей с недостаточным знанием языка в классе до 15–20% для поддержания баланса.
- Введение дополнительных программ подготовки для детей мигрантов без ущерба для основной учебной программы.
Вопрос адаптации остается открытым
Деревянко подчеркнул, что в отсутствии продуманных мер дети мигрантов «никогда не станут частью российского общества, но запомнят, что были отвергнуты». Он считает, что отказ от обучения детей не решает проблем, а наоборот, лишь усугубляет их, создавая почву для социальной изоляции и недопонимания.
Дискуссия вокруг закона продолжится, а эксперты призывают разработать более комплексные решения, направленные на интеграцию детей мигрантов и поддержку качества образования для всех учащихся.